УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта нормативного правового акта (проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию на 2021-2025 годы) и начале публичных консультаций

УВЕДОМЛЕНИЕ

о разработке проекта нормативного правового акта

(проекта постановления Правительства Кыргызской Республики

«Об утверждении Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию на 2021-2025 годы) и начале публичных консультаций

 

Настоящим, Министерство энергетики и промышленности КР извещает о начале публичного обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц и инициировании разработки проекта Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию на 2021-2025 годы.

1.                 Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

На протяжении многих лет тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей устанавливаются на уровне ниже себестоимости, что приводит к ежегодному дефициту денежных средств, увеличению перекрестного субсидирования, неравному и несправедливому подходу к потребителям электро и теплоснабжающих организаций при установлении тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей.

Среднесрочная тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на 2014 - 2017 годы (ССТП), принятая постановлением Правительства КР от 20.11.2014г. № 660, предусматривала постепенное достижение тарифами на электрическую и тепловую энергию их стоимости. Однако уже в начале реализации в ССТП были внесены изменения, которые замедлили рост тарифов, а в последующем его остановили.

В 2020 году постановлением Правительства КР от 27 марта 2020 года    № 188 была утверждена ССТП на 2020-2022 годы. В данной ССТП тарифы на электрическую энергию были сохранены без изменений.

В тоже время, по итогам 2019 года дефицит денежных средств в энергосистеме составил в сумме 2 580,6 млн. сомов, согласно ожидаемых показателей за 2020 год дефицит составит 4 654,1 млн. сомов. Как видно, по сравнению с 2019 годом дефицит денежных средств по энергосистеме увеличится на 2 073,5 млн. сомов или на 80, 3 %.

Кроме того, сумма долговых обязательств энергосектора страны сегодня составляет 132,7 млрд. сомов (с учетом курса долл. США на 1.12.2020 – 84,7 сом), что при тарифном дефиците является тяжелым бременем для отрасли. Согласно данным энергокомпаний, в 2023 году потребность в денежных средствах для погашения долговых обязательств составит 13 млрд. сомов, что на 9,1 млрд. сомов больше по сравнению с суммой 2020 года.

2.                 Описание цели предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей) и способа решения проблем (основных норм регулирования):

                   В соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, оздоровление и последующее устойчивое функционирование энергетического сектора требует перехода к экономически обоснованным тарифам, которые должны включать ключевые издержки по генерации и доставке электроэнергии, тепла до потребителей. В перспективе до 2040 года, будет обеспечена гибкость тарифной политики, в том числе сезонная и региональная. Инвестиционно привлекательные тарифы будут стимулировать появление альтернативных поставщиков электроэнергии и тепла. В этой связи будут широко применены механизмы ГЧП, включая привлечение частных инвесторов к строительству и управлению стратегических объектов в энергетике.

                   В случае принятия проекта, будут определены темпы изменения тарифов на электрическую энергию до 2025 года, что значительно облегчит планирование потребителями соответствующих расходов в будущем. Увеличатся доходы энергосектора, сокращая дефицит денежных средств в энергосекторе.

           К примеру, при разработке в 2014 году ССТП на электрическую энергию снижение дефицита за 5 лет составило:

Дефицит

(млрд. сом)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г. (ожид.)

6,2

7,2

1,1

1,2

0,4

2,6

4,7

           Таким образом, при вводе и реализации новой ССТП на электрическую энергию будет достигнута цель сокращения дефицита денежных средств в энергосистеме и повышение экономической стабильности энергокомпаний, а также обеспечение энергетической безопасности энергосектора страны.

 

3.                 Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

           Реализация ССТП на 2014-2017 годы позволила улучшить экономические показатели энергокомпаний и значительно снизить дефицит денежных средств в энергосистеме.

           Принятие новой тарифной политики на электрическую энергию на 2021-2025 годы приведет:

1.                 К росту доходов по энергосистеме (на примере реализации ССТП за прошлый период):

Доход

(млрд. сом)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017г.

2018г.

2019 г.

2020 г. (ожид.)

12,3

16,1

16,8

20,0

20,2

19,1

18,9

          За 2020 год (ожид.) по сравнению с 2014 годом рост доходов по энергосистеме составил 6,6 млрд. сомов или 53,6 %.

 

2.                 К сокращению дефицита денежных средств в энергосистеме (на примере реализации ССТП за прошлый период):

Дефицит

(млрд. сом)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г. (ожид.)

6,2

7,2

1,1

1,2

0,4

2,6

4,7

Если в 2014 году дефицит денежных средств составлял 6,2 млрд. сомов, то за 2020 год (ожид.) его размер сложился на уровне 4,7 млрд. сомов или снижение составляет 1,5 млрд. сомов, что меньше по сравнению с 2014 годом на 24,2 %.

3.     К сокращению аварийных отключений (на примере прошлых лет):

Аварийные отключения

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г. (ожид.)

9 217

7 632

6 892

6 113

5 425

4 626

4 859

Если за 2014 год по распределительным энергетическим компаниям было зафиксировано 9 217 аварийных отключений, то за 2020 год (ожид.) данный показатель составил – 4 859 аварийных отключений или снизился на 47,3 %.

4. К исполнению обязательств по кредитам энергетического сектора.

5. К сокращению перекрестного субсидирования;

6. К покрытию расходов энергокомпаний по капитальным вложениям на строительство и реконструкцию электрических сетей.

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

           Изменение тарифов на электрическую энергию может негативно отразиться на социально уязвимых слоях населения.

           Однако, для данной категории граждан состоящих на учете в органах социальной защиты предполагается установление социально-ориентированных тарифов.  

           По данным Министерства здравоохранения и социального развития КР общее количество семей, получающих пособие нуждающимся гражданам составляет 110 518 человек.

Вместе с тем, изменение тарифов может затронуть значительную часть бытовых абонентов, что может привести к росту дебиторской задолженности энергоснабжающих предприятий, который создаст риски для улучшения их финансового положения.

В этой связи, учитывая вышеуказанные факторы, основным реализационным риском является пересмотр такой тарифной политики уже в начале ее реализации. В качестве примера можно привести «Среднесрочную тарифную политику Кыргызской Республики на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства КР от 20 ноября 2014 года № 660. Уже в начале реализации данной тарифной политики в нее были внесены изменения, которые замедлили рост тарифов, а затем полностью его остановили.

 

5.                 Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

Компании

Население

Бюдж-ые

Пром-е

Прочие

Сельхоз

Всего

ОАО «Северэлектро»

550 465

1 162

2 335

27 313

1 154

582 429

ОАО «Востокэлектро»

176 775

841

1239

10 736

215

189 806

ОАО «Ошэлектро»

409 636

1 055

2 483

26 411

1 716

441 301

ОАО «Жалалабатэлектро»

220 251

678

412

17 049

454

238 844

Всего по компаниям

1 357 127

3 736

6 469

81 509

3 539

1 452 380

           За  2020 год (ожид.) по республике насчитывается 95 253 небытовых абонентов с общим потреблением 3,0 млрд. кВтч, в числе которых включены субъекты предпринимательства (87 978 абонентов) с общим потреблением 2,2 млрд.кВтч. За 2020 год (ожид.) по действующему тарифу доход от реализации полезного отпуска электрической энергии небытовым абонентам составил 6,7 млрд. сомов, из них 5,1 млрд.сомов от субъектов предпринимательства.

 

6.                 Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

При введении новых тарифов на электрическую энергию, субъекты предпринимательства понесут дополнительные расходы.

Если применить корректировку на уровне инфляции, которая за 2020 год по данным Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики составила 6,3 %, увеличение тарифов составит с 2,24 сом/кВтч до 2,38 сом/кВтч или рост на 14 тыйын.

Следует отметить, что с ростом тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей удалось сохранить стабильное и надежное функционирование энергосистемы страны несмотря на дефицит денежных средств в отрасли.  

Выгоды для потребителей связанных с введением новой ССТП:

           - обеспечение в среднесрочной перспективе справедливых и равных условий при оплате за электрическую энергию;

           - предоставление субъекту необходимой ему мощности;

           - повышение качества потребляемой электрической энергии;

           - наличие предсказуемых процедур расчета оплаты за потребленную электрическую энергию;

           - прогнозирование расходов на потребление электрической энергии на среднесрочный период до 2025 года.

 

7.                 Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

 

           Введение новых тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей повлечет дополнительные расходы из государственного бюджета по бюджетным учреждениям.

           Однако, следует отметить, что количество бюджетных абонентов составляет 3 736 из 95 253, что составляет 4 % от всех небытовых абонентов.

           Выгоды для государственного бюджета КР при введении новых тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей:  

           - увеличение налоговых поступлений в бюджет республики, за счет установления новых тарифов для конечных потребителей;

           - беспрерывное снабжение электроэнергии промышленных субъектов, являющихся крупными налогоплательщиками;

           - обеспечение возвратности долговых обязательств энергосектора;

           - снижение бюджетных субсидий;

           - сокращение в среднесрочной перспективе дефицита электрической энергии за счет полученных дополнительных доходов от принятия и реализации новой тарифной политики;

           - возможность прогнозирования на среднесрочный период до 2025 года расходов отраслей экономики связанных с потреблением электрической энергии.

 

Перечень вопросов для участников публичных консультаций, а также контакты для предложений приведен в Приложении 1 к настоящему уведомлению.

 

 

 

 

Приложение 1

 

1.     Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

 

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем;

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

- существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

 

2.     Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

 

11                        1

Предложения принимаются:

 

 

- по электронной почте

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

- на почтовый адрес

720005, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ахунбаева, 119.

2

Срок приема предложений не позднее

не позднее 14.05.2021 г.

3

Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

14.05.2021 г.