УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта нормативного правового акта (проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию на 2021-2025 годы») и начале публичных консул

УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта (проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию на 2021-2025 годы») и начале публичных консультаций

 

Настоящим, Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц и инициировании разработки проекта постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию на 2021-2025 годы».

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

На протяжении многих лет тарифы на тепловую энергию для конечных потребителей установлены на уровне ниже себестоимости, что приводит                            к ежегодному дефициту денежных средств и увеличению перекрестного субсидирования. В свою очередь это приводит к высокому уровня износа оборудования в сфере теплоснабжения. Так, физический и моральный износ трубопроводов тепловых сетей и теплотехнического оборудования по                              ОАО «Бишкектеплосеть» составляет 76%, а большинство котельных                                 ГП «Кыргызтеплоэнерго» было введено в эксплуатацию в 1960-1970 годы прошлого столетия, что свидетельствует о том, что основное и вспомогательное оборудование котельных морально и физически устарело. Тепловые сети отработали свыше 2х-3х своих нормативных сроков службы, что приводит                          к большим потерям тепловой энергии.

В этой связи, возникает объективная необходимость замены старого оборудования на новое более экономическое и эффективное, а также внедрение новых инновационных технологий, требующих наличие дополнительных финансовых средств.

Также, ощущается нехватка средств на прокладку новых участков магистральных и квартальных сетей, на увеличение мощностей насосного оборудования и создания новых насосных станций, строительство новых аккумуляторных баков и т.д.

Среднесрочная тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы (ССТП), принятая постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.11.2014 года № 660, предусматривала постепенное достижение тарифами на электрическую и тепловую энергию их стоимости. Однако уже в начале реализации в ССТП были внесены изменения, которые замедлили рост тарифов, а в последующем его остановили.

В 2020 году постановлением Правительства Кыргызской Республики                     от 27 марта 2020 года № 188 была утверждена ССТП на 2020-2022 годы.                            В данной ССТП тарифы на электрическую и тепловую энергию были сохранены без изменений.

Тарифы на тепловую энергию для конечных потребителей были установлены приказом Государственного агентства по регулированию ТЭК при Правительстве КР № 97 от 18 июня 2020 года в следующих размерах (без учета налогов):

п/п

Категории потребителей

Ед.изм

Тарифы для конечных потребителей

Тариф на тепловую энергию

1.

Население

сом/Гкал

1 134,76

2.

Небытовые абоненты (промышленность, бюджетные, прочие)

сом/Гкал

1 695,1

Тарифы на горячую воду

1.

Население (за тепловую энергию в горячей воде)

сом/Гкал

981,76

2.

Население (за горячую воду по приборам учета)

сом/м3

64,38

3.

Небытовые абоненты (промышленность, бюджетные, прочие) за тепловую энергию в горячей воде

сом/Гкал

1 695,1

4.

Небытовые абоненты (промышленность, бюджетные, прочие) за горячую воду по приборам учета

сом/м3

97,19

В тоже время, по итогам 2020 года, МП «Бишкектеплоэнерго» получено субсидий из бюджета в сумме 510,6 млн. сомов, при этом дефицит денежных средств составил 25,0 млн. сомов, ГП «Кыргызтеплоэнерго» получено субсидий из бюджета 1 195,7 млн. сомов, при этом дефицит денежных средств составил 136,7 млн. сомов.

Изношенность оборудования приводит к перерывам теплоснабжения потребителей, а любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность в обществе.

В тоже время, по итогам 2020 года убыток ОАО «Электрические станции» от реализации тепловой энергии и подпиточной воды составил 1,6 млрд. сомов, который покрывается за счет доходов от реализации электрической энергии, или перекрестного субсидирования.

2. Описание цели предлагаемого регулирования (описать                                         с использованием соответствующих количественных и качественных показателей) и способа решения (основных норм регулирования):

В соответствии со статьей 21 Закона Кыргызской Республики                             «Об электроэнергетике», цены должны отражать полную стоимость производства, передачи и распределения тепловой или электроэнергии, включая затраты на производство и техническое обслуживание, возмещение капитальных затрат, привлечение инвестиций и процентную ставку возврата. В настоящее время тарифы на тепловую энергию не покрывают ее реальную стоимость.

Кроме того, в соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, оздоровление                                 и последующее устойчивое функционирование энергетического сектора требует перехода к экономически обоснованным тарифам, которые должны включать ключевые издержки по генерации и доставке электрической и тепловой энергии до потребителей.

К примеру, при разработке в 2014 году ССТП на электрическую                                  и тепловую энергию снижение дефицита за 5 лет составило:

Дефицит

(млн. сомов)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

23,5

66,1

85,0

81,9

190,7

303,4

В этой связи, для полноценной и устойчивой работы теплоснабжающей отрасли Кыргызской Республики, необходимо разработать и принять тарифную политику отвечающую современным требованиям.

Новая тарифная политика позволит сократить дефицит денежных средств теплоснабжающих организаций, которые в свою очередь смогут своевременно производить ремонтные работы, а также модернизацию оборудования                                 и тепловых сетей для обеспечения безаварийного прохождения осенне-зимнего периода.

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

Принятие новой тарифной политики на тепловую энергию на 2021-2025 годы приведет:

- к росту доходов по энергосистеме на примере реализации ССТП за прошлый период (без учета субсидий):

Доход

(млн. сомов)

2015 г.

2016 г.

2017г.

2018г.

2019 г.

2020 г.

2 732,6

2 749,6

3 068,7

3 034,3

2 810,8

3 009,7

За 2020 год по сравнению с 2015 годом рост доходов по энергосистеме составил 277,1 млн. сомов или 9,2 %;

- к сокращению аварийных отключений (на примере прошлых лет                         ОАО «Бишкектеплосеть»):

Аварийные случаи

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

337

267

307

264

311

264

Если за 2015 год по ОАО «Бишкектеплосеть» было зафиксировано                     337 аварийных случаев, то за 2020 год данный показатель составил –                                264 аварийных случаев или снизился на 27,6 %;

- к обновлению основных фондов, путем выполнения реконструкции и модернизации теплотехнического и насосного оборудования и тепловых сетей с применением современных технологий;

- провести повсеместную установку приборов учета тепла и горячей воды, тем самым реализовать поставленные задачи по цифровизации;

- сформировать устойчивую систему финансовых взаимоотношений                        с кредитными организациями по привлечению инвестиций и по обязательствам компании;

- расширять и постоянно систематизировать клиентскую базу, повысить прозрачность взаимоотношений с потребителями;

- к сокращению перекрестного субсидирования;

- системно повышать уровень профессиональной образованности персонала.

По итогам предлагаемого регулирования ожидается сохранить и улучшить надежность теплоснабжения потребителей, а также достичь баланса интересов поставщиков и потребителей.

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):

Учитывая, что рассматриваемый проект тарифной политики предполагает рост тарифов на тепловую энергию для населения, ее реализация может вызвать социальные недовольство и задержки по оплате населением счетов за теплоэнергию.

Это, в свою очередь, может привести к росту дебиторской задолженности теплоснабжающих предприятий, что на самом деле не приведет к улучшению их финансового положения.

 

В этой связи, учитывая вышеуказанные факторы, основным реализационным риском является отмена либо пересмотр такой тарифной политики уже в начале ее реализации. В качестве примера можно привести «Среднесрочную тарифную политику Кыргызской Республики на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства КР от 20 ноября 2014 года № 660. Уже в начале реализации данной тарифной политики в нее были внесены изменения, которые замедлили рост тарифов, а затем полностью его остановили.

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования (описать                             с использованием соответствующих количественных показателей):

На сегодняшний день Государственным агентством по регулированию топливно-энергического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики по тепловой энергии регулируется деятельность 16 лицензиатов.

По состоянию на 2021 год по республике насчитывается 196 259 абонентов, которые показаны в таблице с общим потреблением 2,1 млрд. ГКалл:

Предприятие

всего

население

Бюджет-ные

Промыш-ленные и прочие

ОАО «Бишкектеплосеть»

131 480

127 016

363

4 101

ГП «Кыргызтеплоэнерго»

45 476

44 755

248

473

МП «Бишкектеплоэнерго»

19 303

18 995

101

207

Итого

196 259

190 766

712

4 781

За 2020 год по действующему тарифу доход от реализации полезного отпуска тепловой энергии абонентам составил 3,0 млрд. сомов.

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

При введении новых тарифов на тепловую энергию, субъекты предпринимательства понесут дополнительные расходы.

В настоящее время, для небытовых абонентов установлен тариф в размере 1 695,1 сом/ГКалл (без учета налогов). Если применить корректировку на уровне инфляции, которая за 2020 год по данным Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики составила 6,3 %, увеличение тарифов составит                    106,8 сом/ГКалл.

Выгоды для потребителей связанных с введением новой ССТП:

- обеспечение в среднесрочной перспективе справедливых и равных условий при оплате за тепловую энергию;

- повышение качества потребляемой тепловой энергии;

- наличие предсказуемых процедур расчета оплаты за потребленную тепловую энергию;

- прогнозирование расходов на потребление тепловой энергии на среднесрочный период до 2025 года.

7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Введение новых тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей повлечет дополнительные расходы из государственного бюджета по бюджетным учреждениям.

Однако, следует отметить, что количество бюджетных абонентов                        ОАО «Бишкектеплосеть» составляет 363 из 131 480, что составляет 8,1 % от всех небытовых абонентов.

Выгоды для государства при введении новых тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей:

- обеспечение надежной работы теплоснабжающих предприятий путем увеличения действующих тарифов на тепловую энергию;

- увеличение налоговых поступлений в бюджет республики, за счет установления новых тарифов для конечных потребителей;

- сокращение в среднесрочной перспективе субсидий на тепловую энергию для населения из бюджета, а также перекрестного субсидирования электроэнергетической отраслью тепловой за счет полученных дополнительных доходов от принятия и реализации новой тарифной политики.

 

Перечень вопросов для участников публичных консультаций, а также контакты для предложений приведен в Приложении 1 к настоящему уведомлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем;

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

- существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

1.     Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

11                        1

Предложения принимаются:

 

 

- по электронной почте

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

- на почтовый адрес

720005, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ахунбаева, 119.

2

Срок приема предложений не позднее

не позднее 14.05.2021 г.

3

Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

14.05.2021 г.